Хочу помочь

ДЕТСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ. КАК ИЗБЕЖАТЬ?

**По статистике, россияне стали активнее принимать в свои семьи детей из казенных учреждений. В**
**своем большинстве это успешные истории. Но бывает и другой исход, когда детей возвращают в детские дома.**
**В чем причина такого явления? И как его предотвратить? Об этом рассказал директор детского дома в городе** **Торжок Андрей Дмитриевич Артемчук.**

Главная проблема для ребенка, попавшего в детский дом, — это расстройство привязанности или депривация. Такое психологическое состояние возникает у детей, если они долгое время не удовлетворяют основных потребностей в родительской любви, ласке, эмоциональной привязанности к родному человеку. С годами депривация отражается на физическом, химическом, биологическом уровне, эти глубокие системные изменения могут передаваться потомках.

Может ли ребенок, попав в детом, избежать депривации?
Безусловно. Достаточно изменить систему воспитания в учреждении, уверен Андрей Артемчук. 30 лет он работает в сфере реабилитации и социальной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации. Совместно с коллективом детского дома внедряет программу, которая способствует успешному устройству детей в приемные семьи.

Почему необходимо работать с детьми, неужели они могут нести ответственность за семейное благополучие?
— В принципе, ребенок из казенного учреждения — это другой человек, он иначе сложен, — размышляет Андрей Артемчук. — Каково поведение неподготовленного детдомовского ребенка в семье? Первый месяц он приглядывается к приемным родителям, ласков, доброжелателен, с готовностью помогает по дому, старается им понравиться. Через месяц начинается следующий этап — своими действиями он заставляет новых маму и папу пройти через те круги ада, через которые сам успел пройти в жизни. Ребенок проверяет реакцию родителей, границы дозволенного. При этом жизненный «драматический опыт» казенных деток значительно превосходит опыт взрослых по качеству и содержанию.

На базе детского дома открыт уникальный Центр содействия семейному устройству детей-сирот, который реализует программы помощи приемным и замещающим семьям.
— В обновленной модели детского дома Центр выполняет самую важную задачу — работает с родителями, как с кровными, так и с замещающими. Благодаря этому детский дом из «отстойника» превращается в реабилитационный центр по подготовке ребенка к семье, — объясняет Андрей Дмитриевич. — Если живы биологические родители ребенка, необходимо сделать так, чтобы он заново принял свою кровную семью, выработал необходимые качества, значительно облегчающие это приятие и адаптацию в семье. То же самое касается и замещающей семьи. К сожалению, до 75 процентов возвратов детей происходит по причине неподготовленности ребенка к жизни в семье. Об этом аспекте не говорят, но он исключительно важный.

Еще одно направление деятельности Центра — это работа с семьями группы риска. Как только суд предписывает изъятие ребенка из родной семьи, в ней начинаются мучительные процессы: дитя помещают в казенную среду, а семья, как правило, окончательно деградирует. В детском доме г. Торжка задумались, почему бы не поддержать такую семью раньше? Выявление раннего неблагополучия, досудебная реабилитационная процедура — это шаги, направленные на сохранение семьи.
— Международная практика свидетельствует: в тех страна, где эта работа ведется системно, удается сохранить до 15 процентов кровных семей. Там, где этих мер не предпринимают, возврат детей в родную семью составляет не более 10 процентов, — объясняет Андрей Артемчук. — Наша задача — максимально увеличить процент возврата детей в кровные семьи, ведь ближе родного родителя для ребенка никого нет и не будет. И только в случае неудачной попытки воссоединения с кровной семьей, ему подыщут замещающих родителей.
В школе приемного родителя осуществляется также подготовка замещающих родителей для детей старше 10 лет, с отклонением в развитии, в поведении. Говорят, существуют опасения в отношении усыновления уже подросших воспитанников детдомов. Понимают это и дети. Попадая в казенное учреждение, они осознают, что с каждым днем своего взросления лишаются шанса обрести семью, а после окончания начальной школы он, скорее всего, будет равен нулю. Глубокий психологический кризис переживают дети уже в десятилетнем возрасте, когда совсем теряют надежду. Их легко отличить от других воспитанников по застывшему взгляду и отсутствию интереса к окружающей жизни. Этот кризис длится несколько месяцев, а иногда — лет, пока ребенок пытается осознать себя в новом качестве: «я — казенный».

Сейчас в детском доме города Торжок живут 44 воспитанника. С декабря 2012 года в семьи устроены 20 детей (четверо — в кровные, остальные — в приемные), из них более 70 процентов — это дети старше 10 лет.
Ребят последовательно готовили к усыновлению.
К некоторым воспитанникам учреждения возвращается вера в возможность обрести семью. Нужна системная работа, чтобы дети осознали: семья — это та цель, ради которой они живут в детском доме.

//По материалам статьи Елены Мишиной//